По вашим оценкам, какую долю занимает сегмент решений для создания корпоративных социальных сетей в общем объеме рынка корпоративного ПО в России? Сопоставим ли этот показатель с теми, которые наблюдаются на соответствующих рынках в Европе и США? На какой стадии развития находится российский рынок рассматриваемых продуктов?
Не могу ответить за весь рынок, но что касается нашей компании, в продуктовой линейке которой представлен широкий спектр решений различного уровня и класса, то процент решений по корпоративным социальным сетям составит лишь 2-3%. В то же время на рынке присутствуют компании, которые занимаются только корпоративными социальными сетями. Исторически сложилось, что в Россию технологии приходят с некоторым запозданием по сравнению с западными рынками. Сейчас мы активно продвигаем корпоративную социальную сеть Yammer от компании Microsoft. Исходя из личных наблюдений и сравнения количества реализованных проектов по внедрению Yammer на Западе и в России, я бы оценил это запоздание в один год.
Наблюдаете ли вы рост интереса к решениям для создания корпоративных соцсетей на российском рынке за последнее время? Компании из каких отраслей наиболее активно внедряют корпоративные соцсети? Есть ли различия в требованиях к функционалу решений со стороны компаний из различных сфер бизнеса и в зависимости от размеров компании?
Точно могу сказать, что интерес появился. Запросы на внедрение корпоративных соцсетей приходят в основном из банковской отрасли, ритейла. Особых различий по функционалу нет, но зато есть различия в требованиях безопасности. Банковская сфера традиционно более закрытая – предъявляются более жесткие требования к безопасности, а не социальной составляющей.
Если рассматривать три основные модели реализации корпоративных соцсетей: индивидуальная разработка на базе платформы для создания корпоративных социальных сетей, коробочный продукт (готовое решение) на базе платформы и решения, предлагаемые как SaaS-сервис (облачные решения), то какие преимущества для заказчика дает каждый из вариантов и какие недостатки есть у каждой модели? Какие из моделей реализации предлагает ваша компания и какие пользуются наибольшим спросом?
В принципе, ситуация аналогична для всех приложений. Индивидуальная разработка предполагает максимальную кастомизацию под требования конкретной компании. Но есть и обратная сторона – вся эта кастомизация отражается на быстродействии, на стабильности работы приложения. Еще один минус: когда у вас увольняется разработчик этого приложения, то вы фактически теряете возможность дальнейшей поддержки и развития сети – вам придется либо внедрять новое решение либо усиленно включать нового специалиста в разработку. В то время как коробочный продукт практически не имеет недостатков в этой части, что его можно будет порушить в результате «допиливания». Есть вероятность, что коробочный продукт будет сложно масштабировать в случае резкого увеличения численности персонала компании (например, покупка другой компании, слияние): вам придется покупать новое железо и мигрировать продукт. Еще один из минусов коробочного решения – обновления. Не все обновления ставятся бесшовно: какие-то ошибки вы сможете исправить лишь по прошествии определенного времени. Всех этих недостатков лишена SaaS-модель. Вы получаете обновления непосредственно после их выпуска разработчиком. Нет границ по масштабируемости: это может быть и 5 человек, нам доводилось проводить расчет на 80 000 человек. Единственным минусом SaaS-модели я бы назвал отсутствие возможности глубокой кастомизации решения, но по опыту потребителя такого же уровня кастомизации лишены и продукты компании Apple. При этом весь заявленный и востребованный функционал работает «как часы». Среди наших клиентов наибольшим спросом пользуется именно SaaS – модель продажи данного типа решений.
Можете ли назвать средний размер финансовых вложений (либо ценовую «вилку»), которые необходимо сделать компании-заказчику для внедрения корпоративной соцсети?
Для наших заказчиков непосредственно внедрение корпоративной соц.сети происходит бесплатно, т.к. существуют бесплатные подписки на сервис Yammer. Вы пользуетесь функционалом соц.сети бесплатно, но вносите инсталяционный платеж, если вам требуется интеграция с Active Directory, какие-то дополнительные настройки. В зависимости от того, насколько наши специалисты будут вовлечены в процесс настройки и внедрения, вы платите за консалтинг. Стоимость лицензий линейна – ее можно посмотреть на сайте Microsoft.
За счет чего в первую очередь обеспечивается окупаемость инвестиций (ROI) в проект по созданию корпоративной соцсети и по каким параметрам можно измерить этот показатель?
Наиболее яркий пример из нашего проектного опыта – пилотный проект в сети банков. Мы замеряли время, необходимое оператору для поиска информации традиционным методом (документы, общее хранилище данных, почта, телефон) и поиск аналогичной информации с помощью корпоративной соцсети Yammer. В результате, мы увидели экономию времени в размере двух часов в день на одного оператора банка. Умножим два часа на количество операторов в сети банка – получаем цифры, которые не нуждаются в комментариях. Но существует и ряд субъективных, качественных результатов внедрения подобных сервисов, например: вовлеченность сотрудников в жизнь компании, инициативы, которые порой вырастают в новые направления бизнеса, повышение лояльности сотрудников, конструктивный диалог с руководством. Посчитать данные выгоды несколько проблематично, но мы можем помочь в проведении подобных расчетов.
Какие особенности функционала и инструменты есть у корпоративных соцсетей в сравнении, например, с решениями класса «корпоративный портал»? Какие задачи в рамках бизнес-процессов компании позволяет решать внедрение такого продукта и какие возможности корпоративных соцсетей приоритетны для заказчика?
Основное отличие – возможность и простота самостоятельной модерации корпоративной социальной сети. Т.е. для поддержания корп.портала должен быть администратор, который будет создавать группы, набивать портал контентом, открывать доступ к каким-то файлам. В случае корп.соцсети все это происходит непосредственно силами пользователей: им не требуется инициация сложных бизнес-процессов для создания рабочей группы для обсуждения какого-нибудь нового проекта. Самоорганизация и демократия в корпоративной соц.сети – пожалуй, ключевая польза от использования данного сервиса. Основные задачи, которые перед нами ставит заказчик – это поиск и работа с информацией, требующей определенного уровня экспертизы. Например, у сотрудника возник вопрос – он пишет его в корп.соц.сети, или забивает в поиск в соц.сети, который имеет более гибкие алгоритмы поиска по сравнению с порталом.
С какими корпоративными информационными системами должна быть интегрирована корпоративная соцсеть для обеспечения максимальной эффективности ее использования? Необходима ли интеграция с «внешними» ресурсами (например, с общедоступными соцсетями), а также возможность доступа клиентов компании к ресурсам корпоративной соцсети?
Интеграция с кадровой учетной системой, с active directory обеспечивают управление доступом к сервису, отдельным файлам. Интеграция с внешними соц.сетями, как правило, только на уровне справочников.
Как решаются вопросы информационной безопасности (ИБ) при использовании корпоративных соцсетей? Есть ли наиболее распространенные трудности в части ИБ с которыми сталкиваются компании при использовании корпоративных соцсетей?
Вопрос доступа и информационной безопасности решается путем интеграции корп.соц.сети с Active Directory и кадровой системой: доступ только сотрудников компании, ограничения доступа к отдельным группам и документам. Трудности в поиске материалов решаются путем настройки мониторов.
По вашим прогнозам, насколько активно будет развиваться российский рынок корпоративных соцсетей (как в части решений, так и в части активности использования этого инструмента) в ближайшие годы? Стоит ли ждать насыщения рынка в течение ближайших 2-3 лет?
Я думаю, что рынок корпоративных сетей будет активно развиваться. Западные решения уже пришли на этот рынок: продукты переведены и адаптированы под российского пользователя. Осталось только окончательно созреть корпоративному рынку для потребления данного решения. Но опять-таки, процесс уже начался, новаторы уже активно используют корпоративные корп.сети и мы надеемся, что в ближайшие два-три года подтянутся и более консервативные компании. И еще пару лет потребуется для крайне-консервативных компаний.