Антон МОЛЧАНОВ, ведущий инженер по голосовым решениям Центра сетевых решений R-Style: Далеко не все руководители готовы прибегать к новым технологиям в привычном процессе организации работы подчиненных, и это может быть сдерживающим фактором. Влияние также оказывают сезонность, когда время отпусков сопровождается снижением всех активностей, или непредсказуемость общей экономической ситуации, приводящая к заморозке всех новых проектов. Безусловно, сказывается и недостаточная развитость каналов связи. Особенно это касается мобильных пользователей. Однако все эти факторы не критичны, и в развитии направления средств совместной работы есть положительная динамика. Считаю, этому сегменту рынка есть, куда расти.
Алексей ЧЕРЕВКОВ, руководитель направления IaaS, «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»): Первый сдерживающий фактор – это уже упоминавшийся недостаток информированности клиентов и, как следствие, – недостаточное доверие к провайдерам. Пути исправления этой ситуации в целом понятны: популяризация лучших практик, просвещение рынка.
Георгий САНАДЗЕ, директор по развитию бизнеса, Avaya Россия и СНГ: Барьер, наверное, только один – цена. Решения из этой группы опираются на самые последние технологические разработки, это передний край науки, и цены действительно могут быть препятствием. Но время идет, и цены неизбежно снижаются.
Борис КИРИЛЛОВ, руководитель практики систем управления контентом (ECM/BPM), «Астерос Консалтинг»: На данный момент у большинства заказчиков уже внедрены внутрикорпоративные порталы. Однако зачастую используется лишь типовой набор сервисов – справочник сотрудников, учет командировок, отпусков и т.п. Иные средства совместной работы либо не используются вовсе, либо используются мало. Кроме того, вследствие специфичного понимания концепции ЕСМ исключительно как системы электронного документооборота (в первую очередь, организационно-распорядительного), средства совместной работы в рамках ECM фактически не развиваются. Это не позволяет полностью раскрыть бизнес-выгоды от системного накопления знаний и предоставления широкого доступа к ним внутри компаний. Проекты в области внедрения баз знаний в разных функциональных областях можно пересчитать по пальцам.
Елена ВЕНЦЛАВОВИЧ, директор по развитию, «Дом.ru Бизнес», «ЭР-Телеком»: Для поставщика сервисов класса «облачная АТС» или облачного видеонаблюдения основная проблема – все еще невысокий уровень знаний в регионах о потенциале бизнес-сервисов. Немногие руководители компаний способны оценить объем экономии и возможности, которые несут в себе облачные услуги. Речь об этих продуктах идет уже давно, но развитие пока не очень интенсивное, по крайней мере, в регионах РФ. Правда, за последние несколько лет спрос на них вырос, хотя оказался ниже прогнозов.
Андрей МЕЛУЗОВ, руководитель департамента ИТ-аутсорсинга, ГК «КОРУС КОНСАЛТИНГ»: Важный фактор – неудовлетворительное качество и дороговизна интернета в регионах. Безусловно, качество повышается, а стоимость снижается, но пока в ряде регионов эти показатели еще не достигли приемлемой отметки. Также есть проблемы с беспроводным интернетом. Тем не менее, движение провайдеров вперед в данном вопросе очевидно, поэтому как долго обозначенные факторы будут являться тормозами – вопрос времени.
Алексей УЛЯШКИН, начальник проектного бюро, «Делайт 2000»: Основные факторы, сдерживающие развитие данного сегмента, – это низкая пропускная способность каналов связи за пределами мегаполисов и корпоративная культура многих организаций. Причем изменение корпоративной культуры – процесс долгий и достаточно болезненный. Изменения нарастают постепенно, хотя идут с двух сторон. С одной стороны, в компании приходят молодые сотрудники, представители так называемого поколения Y, которые пользуются видео, социальными сетями, мобильными устройствами в своей повседневной жизни и ждут, что организация обеспечит возможность использовать привычные им средства для работы. С другой стороны, руководители организаций тоже понимают, что, предоставив молодым специалистам понятные им инструменты, можно быстрее вовлечь их в рабочие процессы, тем самым повысить производительность труда.
Сергей ЩЕРБИНА, заместитель гендиректора, Esri CIS: Зачастую один из главных сдерживающих факторов – естественный организационный консерватизм. Если речь идет о создании, например, комнаты для ВКС или внутренней веб-ГИС системы для обмена корпоративными геопривязанными данными, то тут серьезных препятствий, как правило, не возникает. Однако внедрение на корпоративном уровне систем совместной работы может подразумевать серьезный реинжиниринг самых разных процессов и серьезную корректировку управленческих моделей, а это уже требует веских оснований.
Алексей АЛЬБИН, гендиректор, Clouds New Network: Одна из проблем сегмента средств совместной работы заключается в том, что не все компании, выпускающие подобные продукты, работают с клиентами на постоянной основе. Чтобы решения пользовались большим спросом, и эта сфера активно развивалась, необходимо, чтобы разработчики доносили информацию о своих решениях не только до существующих, но и до потенциальных клиентов. Нужно, чтобы компании получали постоянную «обратную связь» от заказчиков: что их устраивает в работе продукта, что хотелось бы улучшить. Нужны также обучающие вебинары, где подробно рассказывалось бы, как работать с сервисом, какие есть нововведения, каковы тенденции рынка и пр. К сожалению, далеко не все поставщики настолько клиентоориентированы, и в этом направлении надо работать, чтобы рынок средств collaboration развивался в России более активно.
Николай ПЕТРЕНКО, менеджер по развитию перспективных технологий, Cisco в России и СНГ: Барьерами могут стать исключительно внешние факторы, ограничивающие возможность организаций инвестировать в собственное развитие.