Когда мы хотим выделить тенденции мобилизации и использования мобильных приложений, необходимо выделить два основных направления их развития – использование ИТ-услуг внутри компании и клиентские сервисы, ориентированные на привлечение заказчиков. Отличительной чертой лидеров информатизации является успешное развитие обеих составляющих, их интеграция в бизнес-стратегию.
Однако не стоит забывать о том, что использование мобильных приложений, главным образом, обусловлено наличием потребностей сотрудников или клиентов в тех или иных сервисах, которые могут быть предоставлены на экранах планшетов или смартфонов. И тот факт, что повышается мощность устройств, их доступность, приводит повсеместному проникновению мобильных приложений в инфраструктуру компаний.
Популярные сервисы
Практически все современные компании стремятся перевести в мобильное русло основные офисные приложения, в число которых входят почтовые сервисы, сервисы обмена информацией. Хорошим примером использования подобных решений является внедрение комплексных систем совместной работы, таких как Microsoft Lync. Суть подобных проектов состоит в том, чтобы создать готовую экосистему для работы на любых типах устройств – стационарных или мобильных, полноценных или «тонких клиентах». Как отмечают специалисты «КОРУС Консалтинг», по итогам завершенного в 2013 г. проекта по внедрению Microsoft Lync 2013 в одной из телекоммуникационных компаний, пользователи начали активно обращаться к новому сервису, установив мобильный клиент на свои смартфоны и планшеты.
Что касается топ-менеджмента и руководителей, основным направлением для внедрения мобильных сервисов является доступ к интеллектуальным системам согласования и одобрения документов, а также аналитическим системам. В частности, данное направление активно развивается в ритейле. «Розничный бизнес – крайне высоко конкурентная среда, руководство компаний скрупулезно считает деньги, ищет пути сокращения затрат. Собственно, этим и обусловлена популярность мобильных приложений для BI, аналитики среди ритейловых компаний», – комментирует Андрей Мелузов, руководитель департамента ИТ-аутсорсинга ГК «Корус Консалтинг».
Телекоммуникационные компании также обладают рядом отличий, их постоянно стимулирует высокая конкуренция, и одним из путей для сокращения расходов и привлечения потребителей являются именно мобильные приложения. В частности, провайдеры и поставщики услуг связи постоянно коммуницируют с клиентами, которым необходим оперативный доступ к их учетной информации.
С другой стороны, сами сотрудники должны постоянно обращаться к базам данных, технической документации и экспертным знаниям, чтобы правильно обслуживать клиентов и вести текущие работы. Именно поэтому в данном сегменте наиболее заметны CRM-приложения. Опыт мобилизации этого направления вслед за телекоммуникационными компаниями перенимают компании из других отраслей.
Специфичные сервисы
Те отрасли, в которых активность пользователей максимальна, чаще других радуют интересными мобильными сервисами. В частности, на форуме инновационных решений для финансового сектора FinNext-2014, который прошел в конце февраля в Москве, «ПриватБанком» было представлено приложение для смартфона, которое позволяет заменить кредитную карту. Если мобильное устройство поддерживает NFC, приложение «ПриватБанка» позволяет «привязать» банковскую карту и расплачиваться ею за покупки в магазинах, прикладывая к POS-терминалу не карту, а непосредственно смартфон. Интересно, что с приложением могут работать карты любого банка, главное – чтобы терминал в магазине поддерживал хотя бы одну из технологий бесконтактной авторизации: PayPass от MasterCard или PayWave от Visa.
Интересной инициативой также стала возможность переводить магазинные чеки и купоны в цифровой вид и хранить их в облаке. Сегодня в этой области работает уже более 10-ти стартапов, наиболее известные из них – Ziploop, OneReceipt, Lemon Wallet и Gyft – уже успели завоевать признание аудитории. Однако они больше востребованы в тех странах, где вести личную бухгалтерию – добрая традиция. У Ziploop есть хорошие шансы нарастить долю спроса, поскольку система позволяет также хранить купоны, которых современные магазины выдают невероятное множество.
Телекоммуникационные провайдеры демонстрируют свою уникальность в клиентских приложениях. Например, лидеры мобилизации не дожидаются, пока все желающие начнут звонить через Skype, но предлагают пользователям свои продукты, поддерживающие IP-телефонию. С другой стороны, каждая сотовая компания уже разработала и предоставила клиентам мобильные системы управления своими настройками, тарифным планом и услугами.
Торговые системы также радуют интересными вариантами мобильных приложений. Особое место среди них занимают так называемые коммерческие агрегаторы, такие как «Яндекс-Такси», или геолокационные сервисы поиска ресторанов, например «eMenu». В данном случае клиент получает удобный сервис поиска, а взамен – привязывается к конкретным службам или ресторанам определенной сети.
Достаточно интересные мобильные приложения, связывающие воедино системы менеджмента, документооборота и BI, внедряются в торговых структурах. «Современные требования к скорости принятия решений не позволяют управленцам ждать предоставления той или иной информации по запросу. Особенно остро это проявляется в рамках электронной торговли и интернет-магазинов. Необходимо отслеживать большой объем информации, учитывая высокие требования покупателей к уровню сервиса и товаров. Не всегда есть возможность делать это на постоянной основе, – говорит Роман Кикоть, операционный директор компании «Бета продакшн», контролирующей степень удовлетворения клиентов. – В этом случае мобильное приложение, как продолжение личного кабинета для нашего партнера, может значительно облегчить эту задачу».
На долю крупных ритейлеров и торговых сетей также приходится немало инноваций, многие из них касаются поставок продукции. «Можно смело утверждать, что мобилизация пришла и в логистику. Руководители логистических подразделений и компаний все чаще нуждаются в актуальной сводной информации о состоянии отгрузок, а собственно логисты – в возможности производить складской учет, прием или отгрузку груза не только за рабочим местом, но и в те моменты, когда требуется личное участие в процессе. Все это уже способны обеспечить мобильные логистические приложения», – констатирует Константин Астахов, руководитель направления портальных и мобильных решений компании «Крок».
Перспективы и задачи
Особенно интенсивный импульс к внедрению повсеместных мобильных сервисов среди компаний – лидеров мобилизации обеспечивает развитие систем безопасности. «Используя мобильное устройство, можно получать доступ к важным документам и без труда отправлять их конкурентам. При этом сотрудник безопасности не сможет это проконтролировать. Та же фотокамера на современном мобильном устройстве является мощнейшим инструментом несанкционированного копирования документов, при этом не исключено, что по правилам компании сотрудник имеет право проносить мобильное устройство, но не имеет права копировать документы, – говорит Андрей Арефьев, менеджер InfoWatch по развитию направления Mobile Security Management. – Для снижения рисков, вызванных использованием мобильных устройств для работы с корпоративными данными, офицер безопасности должен включать в периметр безопасности компании и мобильные устройства, по аналогии с тем, как контролируются сейчас рабочие станции и сервера».
Таким образом, регламентированное использование мобильного устройства оказывается куда выгоднее и безопаснее, чем отказ от мобилизации. Поэтому общая динамика ландшафта мобильных приложений обуславливает постепенную миграцию практически любых бизнес-процессов современных компаний в мобильную среду. Пожалуй, на данном рынке пока не представлен только сегмент бухгалтерских систем и приложений, которые не удается интегрировать с мобильными приложениями в силу особенностей операционной деятельности. Однако эксперты считают, что в ближайшем будущем и этот сегмент будет освоен.