Как правильно построить «Умный город»?

Цифровизация поставила перед компаниями множество вопросов. Только ответив на них, бизнес сможет рассчитывать на успешное и полезное для себя участие, в том числе, в строительстве одного из ключевых направлений — «Умных городов». Основные пункты обновленной отраслевой повестки комментирует журналу «RUБЕЖ» наш эксперт, директор департамента ИТ-аутсорсинга ГК «КОРУС Консалтинг», Дмитрий Кочанов.

Какие были допущены ошибки в построении «Безопасного города» в регионах РФ?

Игорь Ишеев, технический директор ЗАО «Полимедиа»:

Неоправданно сильный акцент был сделан на развертывание систем видеонаблюдения. К сожалению, видеопотоки со многих камер не подвергаются аналитической обработке в принципе, а просто визуализируются или накапливаются в архиве. Безусловно, держать большой штат операторов, которые в режиме онлайн отслеживали бы информацию с сотен или даже тысяч городских камер, накладно и нецелесообразно. Больший практический результат, за счет автоматического распознавания некоторых ситуаций, дает применение онлайнвидеоаналитики. Замечу, что окончательное решение о наличии инцидента нужно принимать только за счет кросс-анализа данных из различных систем, включая сенсоры других типов и сторонние для видеонаблюдения источники данных. Например, совмещение данных о скоплении людей с камер видеонаблюдения и данных от сотового оператора сделает картину намного более объективной.

Денис Кузьмин, исполнительный директор ООО «Икс-ком»:

Самой сложной стороной проектов по АПК «Безопасный город» стала координация деятельности служб и администраций. В Москве и Санкт-Петербурге реализация проходила легче, чем в других регионах, поскольку в этих городах отсутствует распределенная система независимых органов местного самоуправления, ответственных за базовую организацию сегментов АПК «Безопасный город». Особый правовой статус и неоднородность финансовых возможностей региональных органов местной власти создают трудности как с формированием единой технологической платформы, так и с распределением зон ответственности. До сих пор не полностью решены спорные вопросы, касающиеся видеофиксации ДТП, в частности расположения камер, оформления происшествий и оптимизации работы смежных служб. В соответствии с законодательством, управление камерами, отслеживающими нарушения ПДД, возложено на МВД России. Однако до сих пор полиция оснащена системами видеонаблюдения не в полном объеме. В итоге технический контроль безопасности дорожного движения нередко обеспечивается муниципальными властями.

В большинстве отделений полиции сегодня дежурный сотрудник отвечает за прием вызовов, координацию патрульных служб и видеонаблюдение. В то же время гораздо эффективнее было бы вывести сотрудников из физического патрулирования в диспетчерские центры, где они отслеживали бы ситуацию на объектах и при необходимости организовывали выезд оперативной группы.

Даниил Владимиров, руководитель направления «Умный город» ГК «НЕОЛАНТ»:

Применение различных практик внедрения систем, а также отсутствие единой технологической платформы стали основными проблемами в реализации концепции построения АПК «Безопасный город». Применение такого подхода делает каждую отдельную региональную систему де-факто технологически «недружелюбной», что значительно усложняет их интеграцию.

Андрей Куров, генеральный директор АО «Корус АКС» (входит в группу компаний «ЛАНИТ»):

Концепция построения и развития АПК «Безопасный город», утвержденная в декабре 2014 года, была важным шагом вперед по сравнению с пониманием «Безопасного города», предполагавшим установку неограниченного числа видеокамер для нужд оперативно-розыскной деятельности.

К сожалению, установка на интеграцию в большинстве случаев не была понята и принята «на местах». Непонимание сути концепции, административное давление, отсутствие проработанной нормативной базы и установленных законом источников финансирования затормозили развитие этого направления.

Дмитрий Кочанов, директор департамента ИТ-аутсорсинга ГК «КОРУС Консалтинг»:

К сожалению, в проектных работах по «Безопасному городу» до сих пор можно столкнуться с общими и обтекаемыми формулировками задач, лишенными всякой конкретики. Степень проработки проектов зачастую очень низкая, и, более того, мало кто на самом деле понимает суть направления, еще меньше тех, кто на нем специализируется. Так, очень много времени уходит на то, чтобы детально сформировать план работ и выяснить, что же заказчику действительно нужно. На данный момент, в отличие от «Умных городов», АПК «Безопасный город» имеют довольно широкое распространение в Российской Федерации. Однако системы АПК БГ практически обособлены друг от друга. Это мешает их полноценному функционированию и оперативной передаче данных.

Олег Майданский, руководитель направления «Умных городов» ЗАО «КРОК инкорпорейтед»:

При внедрении АПК «Безопасный город» возник ряд неразрешенных вопросов. В частности, не совсем корректно разграничены функции «Системы-112», КСОБЖН и АПК БГ, а принцип взаимодействия этих систем четко не обозначен. Столь объемные по функциональности сис- темы внедряются в не готовых с технологической точки зрения подразделениях. Применительно к «Безопасному городу», на мой взгляд, главных целей немного — это предиктивный анализ, сокращение времени реагирования и устранения ЧС, консолидация межведомственного взаимодействия служб и ведомств, участвующих в мониторинге и реагировании на ЧС. Однако в технической документации и требованиях не прописана методика проверки достижения этих целей. Наконец, отсутствует конкуренция между доступными решениями.

Владимир Пичугин, руководитель направления по работе с региональными администрациями Softline:

«Безопасный город» состоит из множества компонентов, только часть из которых имеет монетизируемую составляющую, поэтому внедрение началось по частям в произвольном порядке. Один из немногих окупаемых компонентов АПК БГ — системы фотовидеофиксации. Инсталлировав подобную систему, часто муниципальные образования потом не могут найти инвесторов для других проектов. В тех городах, где системы фотовидеофиксации не было, найти инвесторов проще, потому что сейчас практикуется комплексный подход к внедрению сразу нескольких компонентов «Безопасного города».

Вернуться в «Публикации»

Связаться с нами

По электронной почте: itservice@korusconsulting.ru
По телефону:
+7 (495) 230-01-45,
+7 (812) 324-24-57