"Например, самый популярный поисковый сервис — Google фиксирует всю информацию, которую вы когда–либо запрашивали. Как думаете, после этого компания ее удаляет? Я убежден, что она найдет информации другое применение", — беспокоится Сергей Прохоров, руководитель направления информационной безопасности департамента IT–аутсорсинга ГК "КОРУС Консалтинг".
Не так давно социальная сеть "ВКонтакте" объявила о возможности для каждого пользователя запросить все данные, собранные о его аккаунте. Однако идея "информационной открытости" почти ничего не проясняет о том, какой портрет система составила для потенциальных рекламодателей.
Досье на всех
Пальму первенства по объемам накопленных сведений держат телеком–компании. По сути, операторы располагают информацией почти о каждом жителе страны, начиная от паспортных данных и заканчивая информацией о его перемещениях. А с вступлением в силу "пакета Яровой" они обязаны хранить еще и весь трафик.
Чтобы исполнять закон, по подсчетам аналитиков, каждому из крупнейших российских операторов придется выплатить по 30 млрд рублей в течение 5 лет. В этих условиях сам бог велел немного и подзаработать. Например, "ВымпелКом" отчитался, что его выручка от big data за полгода составила 8 млрд рублей. А суммарная выручка МТС от таких проектов за то же время составила целых 14 млрд рублей.
Сами операторы уверяют, что используют большие данные не для рекламы, а прежде всего — чтобы оптимизировать сеть и подобрать для клиента индивидуальные услуги. Это действительно эффективно. Например, американский оператор T–Mobile с помощью аналитики смог уменьшить отток клиентов на 50% всего за 3 месяца.
Кроме того, при обработке абонентских баз используется только обезличенная информация. "МегаФон" развивает big data как новый вид бизнеса для корпоративных и государственных клиентов. Анализ данных абонентов сотовой связи позволяет делать вывод о структуре населения города и взаимодействии его жителей с городской инфраструктурой. При этом конечный результат предоставляется в виде агрегированного отчета, сторонние организации в анализе данных не принимают участия", — рассказали в "МегаФоне".
Вопрос "ДП", откуда берутся слухи про незаконный сбыт данных операторами, в компании предпочли не комментировать.
Данные на продажу
Специалисты в области IT–рынка сходятся во мнении, что правовое регулирование big data в России пока не идеально. Но, несмотря на ряд недостатков, действующие законы все же позволяют гражданам отстаивать право на неприкосновенность личных данных, считает Алексей Грибанов, юрист практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" юридической фирмы "Борениус".
"Трудности, связанные с использованием закона о защите данных, в основном обусловлены недостаточными правовыми знаниями и отсутствием серьезного отношения к вопросам защиты персональных данных. Большинство людей не готовы тратить на это свое время и деньги", — рассказал "ДП" эксперт.
Тем временем черный рынок больших данных процветает. Мировые компании терпят миллионные убытки в связи с утечками. Последним таким случаем был взлом баз данных сети отелей Marriott с информацией более чем о 300 млн постояльцев. После этого акции Marriott на внебиржевых торгах подешевели почти на 6%.
Похищенные данные, как правило, переходят в теневой интернет, где становятся доступны любому. Конечно же, небесплатно. Издание Wall Street Journal выяснило, что простейшую информацию о человеке можно купить за 3$. Самая же дорогая позиция — логин и пароль от банковского аккаунта — обойдется в несколько сотен долларов.
На российском теневом рынке пробить паспортные данные человека по номеру телефона можно за 2–3 тыс. рублей. История перемещений абонента во время телефонных разговоров будет стоить от 15 тыс. до 60 тыс. рублей — в зависимости от длительности периода (1 или 6 месяцев соответственно). Кроме того, можно с легкостью узнать об авиа–, железнодорожных и паромных перемещениях человека и пересечениях им государственной границы. Цена услуги составит 12 тыс. рублей за весь период действия последних паспортов.
Под наблюдением
Угрозы, которые таит в себе постоянное пребывание под неусыпным оком, кажется, уже перевешивают преимущества. "Данные, которые мы оставляем в интернете и которые собирают о нас девайсы, могут использоваться для построения выводов, которые потенциально могут повредить нам в будущем. Например, некоторое время назад одна американская компания создала сервис, который позволяет родителям проверять нянь на профпригодность с помощью анализа данных из соцсетей. По утверждениям компании, ее алгоритмы могут определять интерес к наркотикам, тенденцию использовать нецензурные выражения и даже "неуважительность" в характере. Проблема в том, что качество таких алгоритмов никак не проверяется и не контролируется, а их решения могут негативно сказаться на человеке и, например, его работе", — рассказывает Владислав Тушканов, веб–аналитик "Лаборатории Касперского".
Составить полный "цифровой портрет" человека сегодня проще простого, убежден Сергей Прохоров из компании "КОРУС Консалтинг". Причем собрать необходимую информацию может как специалист, так и интернет–пользователь любительского уровня: достаточно использовать открытые источники. Современный пользователь смартфона оставляет цифровой след практически на каждом шагу. Скачав, например, безобидное приложение "Фонарь", человек неосознанно дает ему доступ к своим контактам, а заодно и к GPS–датчику.
"Приватности в современную цифровую эпоху просто не существует", — подчеркивает Сергей Прохоров. Чтобы обрести личное, защищенное пространство, нужно полностью перейти в аналоговую среду. То, что находится у нас в голове, принадлежит нам. Хотя и это временно: современные нейротехнологии развиваются очень быстро.
Источник: «Деловой Петербург»