Возможности для альтернативы
Больше остальных готовы стать полноценной альтернативой зарубежным разработкам отечественные поисковые сервисы и навигационные системы, поскольку они изначально затачивались на российскую аудиторию и сайты, рассказали ICT.Moscow опрошенные эксперты и участники рынка. «В силу ряда причин продукты с поисковыми и навигационными возможностями в России лучше зарубежных аналогов. И этот очевидный факт, как мне кажется, не нужно доказывать принудительной установкой соответствующих приложений. Многие пользователи самостоятельно выбирают российские продукты с уверенностью, что они лучше и точнее западных инструментов», - Сергей Матусевич, директор по развитию web-технологий Artezio.Качественными ИТ-продуктами на российском рынке признаются и антивирусные программы. Они также могут в будущем заменить зарубежные системы. Однако в случае с другими разработками не все так однозначно: у них, по мнению собеседников ICT.Moscow, тоже есть перспективы, но при определенных условиях. «Лучший российский продукт – это поисковая система Яндекс и ее сервисы, такие как «Карты». Безусловно, проверенный продукт – «Антивирус Касперского». Популярные продукты, к которым пользователи привыкли – соцсети и мессенджеры, принадлежащие Mail.Ru. У крайне перспективного приложения «МойОфис» может быть очень большое будущее, как только «офис» от Windows попадет под какие-нибудь санкционные ограничения», - Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ».
В вопросе о возможностях российских ИТ-решений в качестве альтернативы зарубежным, нельзя забывать о таком немаловажном факторе как реальная популярность сервисов у пользователей в условиях конкурентного рынка. «Полноценной заменой западных разработок российские продукты вряд ли станут. Тут важно понимать принцип популярности тех или иных программных разработок. Тот факт, что российские приложения нужно добавлять в память смартфона с помощью законов, не свидетельствует в пользу популярности российских программ. Ведь они и так присутствуют в цифровых магазинах и, обладая уникальными свойствами, давно бы пробились через аналогичные программы к своему пользователю в России. Например, раньше ICQ было очень популярным мессенджером, однако со временем продукт изменился и его обошли другие, более популярные решения», - Сергей Матусевич, директор по развитию web-технологий Artezio.
Поэтому в случае блокировок иностранных сервисов аудитория российских решений если и вырастет, то несущественно и не у всех. Причина тому — опять же, потребительская удовлетворенность. «Если российский мессенджер будет удобным с точки зрения использования, то отказ от иностранного продукта станет вопросом времени», - Владимир Бобров, руководитель проектов департамента ИТ-аутсорсинга ГК «КОРУС Консалтинг».
В числе факторов, от которых будет зависеть численность аудитории отечественных сервисов, — насколько глобальной будет блокировка и смогут ли россияне получить доступ к существующим аналогичным решениям, если речь идет о блокировках со стороны государства. «Если иностранные сервисы будут заблокированы в России так же надежно, как в Китае, то это, безусловно, поспособствует популярности российских продуктов. Если они будут заблокированы в США, как сеть Parler, то нет. Если будут заблокированы неудачно, как Telegram Роскомнадзором, то возрастет популярность иностранных сервисов, поскольку многие захотят воспользоваться ими в последний раз из любопытства», - Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ».
На фоне январских сообщений о массовых блокировках аккаунтов в Twitter, а также изменений в политике конфиденциальности принадлежащего Facebook мессенджера WhatsApp, стало резко расти число пользователей мессенджера Telegram, созданного основателем социальной сети «ВКонтакте» Павлом Дуровым. Месячная аудитория мессенджера составляет 500 млн человек, а за трое суток им начали пользоваться 25 млн новых пользователей по всему миру, сообщил основатель проекта Павел Дуров в своем канале 12 января. Год назад ежедневный прирост аудитории составлял 1,5 млн человек. По данным Brand Analytics, цитируемость Telegram в соцмедиа в декабре выросла более чем на 250 тыс. ссылок и составила 75%.
Но все же некоторые эксперты верят, что полноценная замена иностранным разработкам может быть во всех категориях софта. «Россия — одна из немногих стран, в которой есть развитые альтернативные решения во всех категориях ПО для предустановки», — говорит Петр Щеглов из компании «Новые облачные технологии». Более того, в некоторых направлениях отечественные разработки даже не имеют зарубежных аналогов, соглашается Борис Шаров из «Доктор Веб». «Некоторые российские сервисы предназначены для обслуживания тех цифровых ресурсов, которые есть только в России, поэтому зарубежные разработчики такое ПО явно не могут сделать. Кроме того, никто никогда не задавался вопросом сравнения ПО российской разработки и зарубежных аналогов. Вполне естественно, что некоторые категории российского софта давно оставили позади себя любые зарубежные аналоги, другие явно отстают, третьи решают аналогичные задачи несколько иными способами и вряд ли вообще корректно их сравнивать», - Борис Шаров, генеральный директор «Доктор Веб».
Защита от блокировок
России в любом случае необходимо развивать и собственные соцсети и платформы, единогласно считают опрошенные ICT.Moscow эксперты. Политические моменты будут вынуждать использовать российских пользователей отечественные ресурсы, а соцсети и мессенджеры просто обречены на то, чтобы заменить собой рано или поздно у определенных категорий пользователей в России зарубежные аналоги, говорят они. «Если американские площадки готовы блокировать действующего президента страны, в которой у них находится штаб-квартира, то про другие страны говорить не приходится», - Владимир Зыков, директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров.Как показывает мировой опыт, если популярные иностранные платформы блокируются в какой-то стране, то им на смену довольно быстро приходят местные аналоги, рассуждает Владимир Зыков из Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров. В качестве примера эксперт приводит блокировку TikTok в Индии летом прошлого года. После этого в стране быстро появилось три аналога, которые вошли в топ популярных приложений, рассказывает он. Предполагается, что уравнять условия для отечественных и зарубежных игроков на российском рынке должна инициатива государства по предустановке софта.
«На наш взгляд, цель этого закона — в предоставлении более конкретных возможностей для наших разработчиков. Условие обязательной предустановки приложений позволяет защитить наши решения и дать им больше возможностей в плане продуктового развития, что в конечном итоге может привести к постепенному распространению российских приложений за периметром России. В том числе это и определенный фактор национальной безопасности в части защиты и управления информацией и данными», - Дарий Халитов, директор по развитию информационных систем «Ростелекома».
Виталий Павлов, специалист по информационной безопасности Cloud4Y, видит в инициативе российских властей зрелость отечественной индустрии электронных сервисов и программного обеспечения. «Большинство предлагаемого для предустановки ПО предназначена именно для доступа к уже отлаженным отечественным сервисам, включая Госуслуги и национальную платежную систему «Мир», – говорит он.
Однако сама идея предустановки софта уже может оказаться запоздалой, а ее законодательное регулирование и вовсе стать избыточным. «Законодатели руководствовались тем, что любое устройство, которое можно купить в России, изначально содержит в себе ряд предустановленных программ, практически полностью не являющихся российскими. Нам, как российским разработчикам программных продуктов, понятна эта ситуация, но непонятно, почему законодатели обратили свои взоры так поздно на эту проблему, не озаботившись гораздо раньше проблемой иного плана – почему все устройства, которые используются в России, производятся исключительно за границей? Возможно, потому, что законодательно запретить импортировать то, аналогов чего в стране не производится, просто невозможно, зато законодательно заставить предустанавливать российские аналоги гораздо проще.
Нам представляется, что сфера предустановки софта на новые устройства – которая сама по себе является весьма специфической и больше имеет коммерческую подоплеку – вряд ли должна вообще регулироваться законодательно. Слишком много там может оказаться подводных камней, которые мало кому из законодателей известны», - Борис Шаров, генеральный директор «Доктор Веб».
Источник ICT Moscow